Пресс-центр Лето в красках суми-э

В Японском доме прошла двенадцатая авторская сессия мастер-классов от мастера суми-э Такэдзава Митиё. За четыре дня госпожа Такэдзава провела шесть мастер-классов по монохромной живописи. Курс мастер-классов включал в себя темы, как для начинающих, так и для продвинутых живописцев. Кроме мастер-классов мастер также провела занятия в малых группах и дала несколько индивидуальных консультаций.

На первом мастер-классе участники осваивали технику рисования пионов с применением специальной жидкости – никава. Никава используется в Японии для реставрации старинных фолиантов, а в живописи суми-э для прорисовки мелких и скученных деталей, так как при добавлении в тушь, никава не дает ей растекаться.

пионы

В конце занятия мастер ознакомилась с получившимися работами студентов и похвалила за отличную работу. В качестве дополнительной практики Такэдзава-сэнсэй предложила студентам самостоятельно попробовать нарисовать розы в той же технике с применением жидкости никава.

пионы

пионы

Субботние мастер-классы были полностью посвящены картинам на свитках какэдзику. Темой первого мастер-класса стала черепаха с ивой. 

черепаха

черепаха

На втором занятии участники учились изображать пейзаж с самой почитаемой горой Японии – Фудзи. Несмотря на то, что многие участники мастер-классов никогда не видели гору Фудзи, работы вышли достойными.

Фудзи

Фудзи

Фудзи

Кроме этого, в этот же день состоялась церемония вручения дипломов об окончании трехступенчатого курса живописи суми-э в Японском доме. Почётный президент группы компаний «Японский дом» Эндо Норико и генеральный директор ООО «Сэзон Груп» Басов Станислав поздравили 16 выпускников и пожелали замечательных результатов в дальнейшей художественной деятельности. Почетным гостем церемонии стала мастер Такэдзава Митиё, которая похвалила выпускников за стойкость духа, упорство и увлеченность японской живописью.

выпускники

На следующий день цикл мастер-классов от японской художницы продолжился. Участников ждали две пейзажные темы: стремительная горная река и умиротворяющий рассвет на море.

горная река

горная река

Место, которое художница взяла за основу для морского пейзажа, находится в префектуре Миэ – это Мэото Ива, что дословно переводится как «скалы-супруги». Две небольшие скалы соединены веревкой симэнава и являются объектом поклонения в близлежащем храме Футами Окитама. Согласно синто, данные скалы символизируют брачный союз между богами Идзанаги и Идзанами. Лучшим временем для обозрения скал является летний рассвет, во время которого солнце встаёт между скалами.

скалы

Для этого пейзажа, в частности для прорисовки лучей и солнечного ореола, мастер использовала специальные материалы: жидкость никава и порошок ванпау, который разводится водой. Некоторые участники впервые познакомились с этими материалами, используемыми в технике суми-э для создания дополнительных эффектов. 

Мэото ива

Мэото Ива

Цикл мастер-классов завершился в понедельник занятием по теме ирисов хансёбу, так как эти цветы в Японии цветут именно в июне. Мастер показала студентам несколько вариантов передачи образа ириса на бумаге в технике суми-э. Несмотря на жесткую самокритику участниками собственных работ, получившиеся картины очень порадовали Такэдзаву-сэнсэй.

ирисы

ирисы

ирисы

Ирисы также стали темой перфоманса госпожи Такэдзавы Митиё на открытии её персональной выставки в Центре восточной литературы РГБ, которая состоялась 25 июня.

В заключении цикла своих авторских мастер-классов Такэдзава Митиё высоко оценила талант и старания участников, но также призвала всех еще больше практиковаться для развития собственных навыков и творческого роста. «Изучение новых техник и тем на мастер-классах не должно быть разовым занятием. После изучения следует закрепление изученного до тех пор, пока результат не будет удовлетворять вас самих» – отметила мастер.

Покорять новые горизонты и практиковать навыки в японской живописи также можно (и нужно!) на регулярных курсах суми-э в Японском доме, а полюбоваться работами госпожи Такэдзава до 7 июля можно на выставке в Центре восточной литературы РГБ.