Япония через 100 лет — Блог культурного центра Японский дом
Блог Япония через 100 лет

В эпоху Мэйдзи западная культура обладала безусловной ценностью для Японии. Однако были люди, которые считали западноцентризм неверным путем для развития страны – в их понимании японская и азиатская культуры не должны обесцениваться. Одним из сторонников этой идеи был журналист, критик и философ Миякэ Сэкирэй. Вместе со своими сторонниками Миякэ в 1888 году основал журнал «Японцы», который позже в 1907 был переименован в «Япония и японцы». Конечно же, с такими установками основателей издание имело отлично считываемые националистические посылы. Однако нам журнал интересен не столько своей повесткой, сколько исследованием о будущем, которое провела и опубликовала редакция.

В 1920 году вышел спецвыпуск журнала «Япония и японцы» под названием «Япония через 100 лет». Спецвыпуск был полностью посвящен предсказаниям и предположениям о том, как будет выглядеть жизнь в Японии через 100 лет. Для этого номера было опрошено около 370 человек – предпринимателей, академиков, деятелей культуры.

К большому сожалению редакции многие опрошенные отвечали «я не бог, так что не знаю» или «не могу вообразить», но были люди и с фантазией. Например, один из респондентов предположил, что откроется сообщение с Марсом, а гора Фудзи станет отправным пунктом самолётов на Марс. Этим человеком был Исикава Ясудзиро, журналист и парламентёр. Среди прочего он также предположил, что весь мир через 100 лет будет един, управляем «срединным правительством», а количество японцев на планете достигнет 7,8 миллиарда человек.

Били и другие интересные взгляды на мир будущего от правдивых до довольно странных. Итак, давайте посмотрим, какие предсказания о 2020 году выдвинули японцы начала 20 века.

«Контактный телефон. Можно видеть и слушать [собеседника], не покидая театра». Чем не прообраз смартфона?

jap8 (9).jpg

«Прогрессивная рыбная лавка». Это же курьерская доставка! Японцы как сквозь воду глядели: в 2020 году доставка еды приобрела невиданные масштабы (конечно, в этом есть свои нюансы).


jap8 (13).jpg

«Съемка пейзажей с сакурой». Снимки с сакурой заполоняют все медиа в Японии весной, и не только японские — множество туристов специально отправляются в Японию весной, чтобы запечатлеть розовые облака и лепестковые дожди.

jap8 (1).jpg

Хотя, вероятно, данное предсказание больше относится к самому процессу съемки: он станет легче и доступнее. Компактные фотокамеры стали производить уже в начале 1920-х годов, однако сделать хороший снимок без предварительной ручной настройки различных параметров было затруднительно. Автоматизация настроек появилась в камерах уже в конце 1930-х, но из-за дороговизны такие камеры не пользовались популярностью. Бюджетные фотоаппараты с автоматическим режимом съемки получили своё распространение с 1960-х.

«Схема подземного устройства Токио». На иллюстрации видны подземные поезда, водопровод, высоковольтные кабели, телефонные кабели... Японцы практически во всём оказались правы, разве что высоковольтные линии и телефонные кабели в Японии не закапывают в землю. 

jap19202020.jpg

«Трафик на городских улицах». Только взгляните на эти толпы людей! Возможно для 2020, особенно для зимне-весеннего периода предсказание оказалось неточным. Но в целом, с развитием туризма и ростом населения многие главные и туристические улицы крупных городов выглядят именно так. 

улицы города


«Транспорт. Складной лётомобиль. Автомобиль с сидением. Телескопический автомобиль. Автосамокат».

jap8 (21).jpg

Конечно же, машины в Японии появились до 1920, однако были не так распространены, а уж персональный автотранспорт был доступен только богатым людям. Сейчас японский автопром поражает размахом и разнообразием, правда складных лётомобилей всё еще нет, но 2020 еще не кончился - может нас еще ждет сенсация...?

Удлиняющихся (телескопических) автомобилей Япония тоже не производила, но вот венгерская компания Ikarus в течение нескольких десятилетий делала что-то подобное: знакомый многим автобус-гармошку. Кстати, в России с 2008 года Ликинский автобусный завод производит автобусы-гармошки ЛиАЗ-6213, которые до сих пор эксплуатируются в разных городах.

«Японская письменность через 100 лет. Пишем горизонтально слева направо. Шрифты значительно латинизируются». Японцы прошлого были правы только отчасти: горизонтальное левостороннее письмо действительно используется в Японии, а вот «курсивные вензеля» можно встретить разве что в редких дизайнерских работах.

jap8 (11).jpg

Впервые японцы использовали горизонтальное написание слева направо в конце XVIII - начале XIX века: тогда японцы познакомились с голландским языком и в подражание выпустили несколько текстов с использованием горизонтального письма, однако большого распространения этот формат не получил. Горизонтальное письмо использовалось в основном в словарях иностранных языков.

В начале XX века в Японии кроме традиционного вертикального также распространяется горизонтальное письмо, но справа налево - это видно на плакатах того времени.

Постер Shiseido 1937

Такое письмо со временем также ушло в небытие — уже с 1940-х горизонтальное письмо в Японии унифицируется к варианту левостороннего написания, но при этом вертикальное правостороннее письмо также остается актуальным. В настоящее время японцы используют оба варианта. 

«Колоссальное разрушение природной среды. Осушение озера Бива, разработка горы Фудзи»

jap8 (15).jpg

По поводу разрушения окружающей среды японцы оказались правы, только это больше относиться к миру за пределами Японии.


Нельзя не отметить изменения в обществе, которые происходили в то время (конец эпохи Мэйдзи - начало эпохи Тайсё): постепенная демократизация, борьба за равноправие. Эти фоновые события нашли отражение и в предсказаниях.

«Женщина-парламентарий»

jap8 (7).jpg

Избирательное право женщины в Японии получили в 1945, и уже в следующем году на всеобщих выборах в парламент 39 кресел в нём заняли женщины. Первая женщина-министр в Японии появилась в 1960 году – это была Накаяма Маса, которая была назначена Министром здравоохранения и социальной защиты населения.

«Эмансипация женщин»

jap8 (8).jpg

«Женщины-сотрудницы дорожной полиции»

jap8 (6).jpg

В эпоху Тайсё подул либеральный ветер, у японок появилось больше прав в выборе профессии. Хотя, конечно, путь к равноправию еще только начинался — и он продолжается в настоящее время. Что касается полиции, то японок в органы правопорядка начали принимать с 1946 года. 


Большую часть выпуска также занимали предсказания, связанные с самолётами и лётным транспортом, который появился не так давно и будоражил сознание. Вот несколько примеров — часть из них так и осталась фантазией, а некоторые вещи есть в современности.

«Воздушная больница»

jap8 (19).jpg

«Воздушный автобус». Прообраз аэробусов, на которых мы путешествуем по миру. 

jap8 (17).jpg


«Воздушный патруль». Воздушный патруль полиции в современности действительно есть!


jap8 (20).jpg




Среди предположений по поводу будущего были и довольно странные идеи. Например, в продолжение лётной темы есть иллюстрация идеи «воздушных похорон».

jap8 (18).jpg

«Гейша со скрипкой»

jap8 (5).jpg

На первый взгляд это что-то очень странное: дуэт гейши и скрипача, пол которых остается под сомнением. Но если подумать, то в этом дуэте вполне угадывается современный шоу-бизнес, сочетающий несочетаемое и переворачивающий привычные представления о сценическом искусстве.

Еще одно предсказание из категории странных или даже жутковатых касается медицины.

«Большой прогресс японской медицины позволит создавать протезы...шеи (головы)».

jap8 (4).jpg

Сложно представить ситуацию, когда может понадобиться протез головы, разве что киборгу, но искусственные межпозвоночные диски для шеи уже существуют и используются. Можно сказать, что и на этой странице японцам из 1920 удалось частично предугадать будущее. Браво!

Мы описали несколько предположений японцев прошлого столетия о том, как на их взгляд будет выглядеть мир в будущем. Некоторые предсказания оказались правдивыми, другие же так и остались фантазией. Еще больше иллюстраций о будущем глазами японцев прошлого вы найдете в галерее на сайте tanken.com

comments powered by Disqus